21 декабря 2011 г.

Пьянство на Руси (до Романовых)

Вокруг вопроса о пьянстве в России  всегда было много споров. Кто-то говорил, что эта проблема возникла еще в древние времена становления Руси. Другие им возражали, считая эту проблему специально накрученной и мифической. Третьи, искали доказательства в истории других стран, и зачастую находя, предъявляли на обзор общественности, мысль – что, вот те пили не меньше, а иногда и больше.
Сейчас принято считать, что на Руси изначально пьянства как такового просто не могло быть, ибо не было крепких напитков. Вино завозилось из Византии, и было настолько дорого и редко, что использовалось только в неких ритуальных целях, да и пили его разбавленным водой, как это было принято в Греции и Византии.  На Руси же производились и употреблялись такие алкогольные напитки как; пиво, мед (медовуха), квас. Действительно, сложно не согласиться, что вино было редкостью в регионе не подходящим для виноградников. Но вот по поводу крепких напитков стоит все же задуматься, вот например какую характеристику дает меду В. В. Похмелкин – «В греческом языке слово «мэду» означало «хмельной напиток», то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении «чистое вино», то есть слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям и представлениям. Слово же «мэдэе» означало по-гречески «пьянство». Всё это говорит о том, что крепость мёда, как алкогольного напитка, была во много раз больше, чем крепость виноградного вина и поэтому древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно варварам».
С квасом так же не все просто, как и с медом. Приблизительно в 12 веке, квас стал подразделяться на, слабоалкогольный – закисший путем брожения, и сильно опьяняющей, твореный – то есть сваренный. Не смотря на очевидную разницу в эффекте опьянения, и первый и второй вид напитка назывались одинаково – квас. Поэтому вряд ли можно с достоверностью утверждать, о каком именно квасе идет речь в летописях, сказаниях и других источниках.
Между прочим, мед, пиво и квас, не являлись исключительно напитками славян и были известны  у кельтов и викингов, в Греции и  в Риме, да и много еще где и у кого. По поводу Руси, В. В. Похмелкин у себя в книги «История водки» приводит таблицу первых упоминаний в письменных источниках алкогольных напитков в Древней Руси с 9 по 14 века:
Конец IX в. (ок. 880 – 890 гг.)  Мёд ставленный
Начало Х в. 907г. Вино виноградное
Начало Х в. 921г. Березовица пьяная
1-я пол. Х в. 920 - 930 гг. Мёд хмельной
Конец Х в. 996 гг. Мёд варёный
Конец Х в. 988 - 998 гг. Вина виноградные (кислые, сладкие)
Середина XI в. 1056 - 1057 гг. Квас
Середина XI в. 1056 - 1057 гг. Сикера
2-я пол. XI в. Квас неисполненный
2-я пол. XII в. Квас твореный
2-я пол. XII в. Пиво твореное
Конец XIII в. 1265 - 1270 гг. Хмельное
Конец XIII в. 1284 гг. Ол (олуй, олус)
 XIII - XIV вв. Вино твореное
Не могло не быть на Руси пьянства. И. Г. Прыжков в своей книге «История кабаков в России», описывая пиры, проводимые в Новгороде князем Изяславом 1148г. и Киеве князем Вячеславом 1152 г. метко подмечает – «Всякое мирское дело непременно начиналось пиром или попойкой, и поэтому в социальной жизни народа напитки имели громадное культурное значение». Но конечно все это не дает повода считать русских или другие славянские народы прирожденными алкоголиками. Другие тоже кристальной трезвостью не отличались. Любопытные могут найти много источников подтверждающие распространение алкоголизма в Европе, но это не тема данной статьи.
Наверное, самым позорным и нелепым случаем, который произошел в России по причине пьянства можно считать разгром русского войска на реке Пьяне в 1377 г. Вот что говорится в списке  Симеоновской летописи датируемой первой половиной XVI в. – «И собралось великое войско, и пошли они за реку за Пьяну. И пришла к ним весть о том, что царевич Арапша на Волчьей Воде. Они же повели себя беспечно, не помышляя об опасности: одни — доспехи свои на телеги сложили, а другие — держали их во вьюках, у иных сулицы оставались не насаженными на древко, а щиты и копья не приготовлены к бою были. А ездили все, расстегнув застежки и одежды с плеч спустив, разопрев от жары, ибо стояло знойное время. А если находили по зажитьям мед или пиво, то пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными. Поистине — за Пьяною пьяные! А старейшины, и князья их, и бояре старшие, и вельможи, и воеводы, те все разъехались, чтобы поохотиться, утеху себе устроили, словно они дома у себя были. А в это самое время поганые князья мордовские подвели тайно рать татарскую из Мамаевой Орды на князей наших. А князья ничего не знали, и не было им никакой вести об этом. И когда дошли (наши) до Шипары, то поганые, быстро разделившись на пять полков, стремительно и неожиданно ударили в тыл нашим и стали безжалостно рубить, колоть и сечь. Наши же не успели приготовиться к бою и, не в силах ничего сделать, побежали к реке к Пьяне, а татары преследовали их и избивали».  Казалось бы, причем здесь пьянство, все дело в безалаберности, будь русское войско пьяное, но готовое к бою, этого не случилось бы. Может оно и так, но ведь недаром, по одной из версий считается, что река получила свое название именно благодаря этому событию.
Со временем, употребление и производство алкогольных напитков, изменилось на государственном уровне, так например, долгое время, варить мед и пиво мог свободно каждый, было бы только желание. Но при Иване III, был издан указ запрещающий такую свободную деятельность, и производство алкоголя было поставлено под контроль казны. Он же Иван III,  запретил вообще употребление алкоголя, за исключения праздников. Альберто Кампензе итальянский (нидерландский) писатель собиравший сведения о России, в 1523 г. Записал такое: «Эта народная слабость (пьянство), вынудила государя запретить навсегда, под страхом строжайшего изыскания, употребление пива и других хмельных напитков, исключая одни лишь праздничные дни».
Василий III, вслед за своим отцом продолжил традицию, ущемления своих подданных  в попытках спиться, зато разрешил этим заняться иностранцам, находящимися у него на службе, для этого он им построил отдельный посад в Москве, названный Налейки (Налей, Налевайки). По одному названию уже можно догадаться, что отличало этот посад от остальной Москвы. И да! Пить там можно было когда угодно и сколько угодно, но только иностранцам.
Благодаря действиям Ивана III и Василия III, может создаться впечатление, что на Руси пьянство было побеждено, а люди вдруг стали непьющими, трудолюбивыми и дисциплинированными. Отчасти это может быть и правдой, но к сожалению источники указывают на то, что происходило в крупных городах и в Москве. Что же происходило в маленьких поселениях не известно. Можно еще добавить, что в какой-то степени процветала и подпольная торговля алкоголем, соответственно и такое же (подпольное) пьянство, например вот что, пишется в новгородской второй летописи после того как, Иван Грозный закрыл корчмы им же построенные: «В лето 7079 месяца февраля 23 в пятоке на Масленой недели приехали в Новгород дьяки опришные, Семен Федоров сын Мишин, да Алексей Михайлов Старой, да заповедали винщиком не торговати, да и сторожню уставили, на Великом мосту решотки; а поимають винщика с вином, или пьянаго человека, а ни (и они) велят бити кнутом, да и в воду мечют с Великаго мосту». Из летописи видно что, не смотря на запрет, продажа и употребления алкоголя, все равно осуществлялись, так почему этого не могло быть в той же Москве?
Иван Грозный изначально повел политику своего деда и отца в отношении алкоголя, но уже вскоре все изменилось. Грозный действительно, рьяно боролся с корчмами, в которых продавался алкоголь, но это не значит, что он боролся с пьянством! Дело в том что, под корчмами или шинками подразумевались заведения, в которых в обход царских указов производили и продавали хмельные напитки. В том же Новгороде до его подчинения Москве были вольные (частные) корчмы. Но в Москве помыслить о ведении такой вольной торговли было невозможно! Тем не менее, существовали корчмы  казенные: «Московские питейные дома этого времени также назывались корчмами, хотя не имели никакого общественного значения. «В Московии, — писал Михалон в 1550 году, — нет шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь дом его разоряется». Вольная корчма здесь была неизвестна; корчмы держали недельщики (судебный пристав, доставлявший обвиняемых в суд) и десятники.
Вскоре Грозный и вовсе решил избавиться от корчм, заменив их кабаками. Разница между ними очевидна - кабаки были откупными, то есть в них продавался казенный алкоголь, но частным лицом, оплатившим право продавать таковой. Кстати бытует мнение, что Иван Грозный разрешил пить в кабаках только опричникам, это совершенно неверно! На самом деле Грозный разрешил опричникам пить водку, в то время как всем остальным это строго запрещалось, тем самым он выделил своих приспешников, как бы показывая их власть и привилегированность над земщиной. В кабаках же, имели право пить крестьяне, посадские и те же самые опричники. Не имели право пить бояре и духовенство, которым приписывалось заниматься пьянством дома, что бы не смешиваться с простым народом. К тому же бояре и духовенство в отличии от крестьян и посадских, имели право производить домашний алкоголь и владеть кабаками. Со временем владение кабаками стало весьма прибыльным делом. Еще одна интересная особенность кабаков, состояла в том, что в них можно было только пить, еда там не подавалась. Отсюда можно сделать вывод, что посетители этого места пьянели достаточно быстро, ведь как известно – закусывать надо!
Кабаки быстро распространились по России. Царь Федор Ивановиче сын Ивана Грозного, сразу после смерти отца пожаловал Ивану Петровичу Шуйскому в кормление город Псков с пригородами, с тамгою и кабаками. Английский дипломат Джильс Флетчер в своем описании Московского государства (1588 – 1589 г.), сделал запись: «В каждом большом городе имеется кабак, где продается водка (aqua vitae), которую в России называют – вином, медовухой, пивом». При царствовании Годунова, кабаки строились повсеместно. Годунов был царем хозяйственным, и хорошо видел, что кабаки приносят весьма существенный доход для казны.
Не смотря на распространение кабаков и как следствие увеличившееся пьянство, люди в то время явно не умели пить, такой вывод можно сделать по погромам 1605 г. которые произошли сразу после свержения династии Годуновых. Конечно нельзя представить , что такое веселое мероприятие могло обойтись без алкоголя, вот что об этом можно прочесть в книге Р. Г. Скрынникова «Григорий Отрепьев»: «Добравшись до винных погребов, люди разбивали бочки и черпали вино кто шапкой, кто башмаком, кто ладонью. «На дворах в погребах,— записал летопи­сец,— вина опилися многие люди и померли...» Исаак Масса, любивший всякого рода подсчеты,
записал, что после мятежа в подвалах и на улицах нашли около пятидесяти
человек, упившихся до смерти. Англичане утверждали, что после бунта в Москве
было не менее сотни умерших от пьянства и помешавшихся в уме людей». 
Рассуждать было ли пьянство на Руси явлением повседневным или эпизодическим, можно много, но сделать определенные выводы вполне можно, и это мнение будет для каждого кто задумывался над этой темой свое. Так что, сколько людей столько и мнений!
Автор Машуков Максим.
Мой Мир ВКонтакте Google Buzz Facebook livejournal Блоггер Мой Круг

2 комментария:

  1. типичная АНТИНАУЧНАЯ заказуха.

    Из названия "пьяная" не следует, что она имела высокий градус. Для людей непьющих даже полградуса шибёт по мозгам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. до революции только процентов 10 всего населения России пробовало алкогольные напитки ...
      так что это ложь ...
      у нас были другие бодрящие напитки на травах - от 1.5 - до 5 градусов и они по другому действовали на организм ...

      Удалить