Во всем цивилизованном мире люди хорошо знают такого
новогодне-рождественского персонажа, который в самые главные зимние праздники
приходит к людям в дом и дарит подарки. У этого персонажа много имен – В России
Дед Мороз, в США Санта Клаус, в Финляндии Йоулупукки, в Германии - Вайнахтсман
и т.д. Несмотря на разницу имен, основная его работа заключается в том, что бы
дарить подарки хорошим детям и наказывать плохих, хотя зачастую и плохим
детям все же что-то приятное от него перепадает.
Происхождение у этого знаменитого дарителя двойное. Первое – языческое,
второе христианское.
К языческому происхождению можно отнести восточнославянского Деда
Мороза. Его прообраз можно увидеть сразу в нескольких славянских божествах –
духах. Наиболее приближенный предок Деда Мороза, это само природное проявление
– мороз, который обожествлялся и имел внешние признаки невысокого
старичка с длинной седой бородой. К Морозу можно еще добавит Позвизда – бога
бурь и непогод, с полы одежды которого валил хлопьями снег, Зимника - духа
зимней стужи, который, как и Мороз имел вид старика небольшого роста, с
волосами белыми, точно снег, с длинной седой бородой и железной булавой в
руках, Карачуна – бога, ь который повелевал зимой, морозами укорачивал
день, так же ассоциировавшегося со смертью.
После прихода на Русь христианства, языческие традиции были постепенно
забыты и второе рождение, Дед Мороз получил в 1840 году, с публикацией сборника
В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея» в который входит сказка «Мороз
Иванович», но образ, который мы видим и посей день формируется в 1886 году в
русской народной сказке «Морозко», позднее которую проиллюстрировал в
англоязычном издании В. В. Каррик.
Христианское происхождение рождественского дарителя, относят без всякой
тени сомнения к св. Николаю. Самому почитаемому в христианском мире святому,
который жил в III веке
в римской провинции Ликии, и прославился своей набожностью и щедростью.
Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В
различных странах, разные Деды Морозы, так или иначе, вбирают в себя элементы
проявляющиеся в образе Санта Клауса в то же самое время сам он обрастал
языческими традициями.
Если рассматривать языческие корни Деда Мороза, то сразу можно понять,
что он не мог быть ни злым, ни добрым, так как в самом язычестве понятия о
добре и зле размыты. Поклоняясь различным явлениям природы, язычники прекрасно
видели, что стихии могут проявлять себя и с разрушительной стороны и с
созидательной. Тот же самый мороз мог насмерть заморозить человека, но в то же
самое время, снежная морозная зима в представлении земледельцев связывалась с
будущим хорошим урожаем. Но как же быть со св. Николаем? Могли ли быть у столь
почитаемого святого негативные проявления в образе рождественского деда?
Учитывая, что в христианском понимании добро и зло четко разграничены то
проявление язычества могло сказаться на этом образе и негативно.
В Германии
Санта Клаус умудрился приобрести себе странного помощника, которого зовут Кнехт
Рупрехт. Этот помощник на вид невероятно высокий, лохматый, со спутанной
бородой, его лицо измазано сажей, или покрыто черной маской, или раскрашено до
неузнаваемости. Приходил он в латаном-перелатаном плаще до пят, с огромным
мешком, в котором, правда, лежали вовсе не подарки. Мешок предназначался только
для карательных целей - в него Рупрехт собирал всех непослушных детей,
озорников и сорванцов. Похоже, мешка для этих целей явно было мало, поэтому и
плащ у него снабжен множеством карманов, используемых для тех же целей. По
другим рассказам, Кнехт Рупрехт приходил к детям и просил их прочесть священное
писание или молитву, если ребенок мог это сделать, то он удостаивался пряника,
яблока или конфеты, если же не мог, то подвергался избиению, вплоть до крови.
Кто такой этот Кнехт Рупрехт достоверно не известно, но самая интригующая
версия это то, что он альтер эго Санта Клауса, правда по другим версиям это
просто слуга, или подкидыш которого Санта воспитал с детства, что кстати явно
ставит под сомнения качества Санта Клауса как воспитателя. Современный Кнехт
Рупрехт подобрел, но память о его деяниях осталась.
В Финляндии
Санта Клауса называют Йоулупукки, в современном переводе это имя пытаются
перевести как – Рождественский козел, но это не совсем так, правильный перевод
звучит как Йольский козел, по аналогии с древним языческим праздником Йоль –
солнцестояние. Так вот этот козел вообще изначально не дарил подарки, он
занимался исключительно наказанием непослушных детей, правда есть сведения, что
на Йоль он все же проявлял щедрость. Жена Йоулупукки тоже далеко не приятный
персонаж, зовут ее Муори, она воплощает холод и тьму, олицетворяя зиму. От ее
имени веет смертью (muerte, morte, mort).
Еще в огромном
количестве стран Санта Клаус изначально не является таким уж веселым добрячком,
везде можно услышать о неких наказаниях которые он раздает непослушным детям. В
большинстве случаев Санта Клаус перекладывает грязные обязанности на своих
слуг, которые зачастую похожи на каких-то злобных демонов. Как же праведник
может командовать нечестью, используя их в своих интересах? Все очень просто,
св. Николай так и остался святым и почитаемым, но образ Санта Клауса был создан
людьми и во многом впитал их страхи и недостатки.
И под конец
хочу привести статью из одной новостной американской баптисткой ленты
описывающую зло современного Санта Клауса, зло созданное людьми.
Коварство
сатаны создало новые рабочие места на каждый Божественный декабрь для сотен
тысяч старых развратных педофилов в этой стране. Эти грязные бездомные бродяги
просто лежат в моче в своих картонных коробках 11 месяцев в году, мечтая о
наступлении рождества, когда они, сидя в теплом универмаге своих кишащих
паразитов распространят на невинных христианских детей. Неосторожные родители
будут счастливо фотографировать, в то время как сатана под пьяные хрипы спросит
у детей, были ли они плохими? и сквозь перегар и запах табака сделает
непристойное предложение. Сколько ничего не подозревающих малышей пострадало
рассказывая свои желания помощнику сатаны?
Англоязычная
версия статьи:







Комментариев нет:
Отправить комментарий